Деловой велосипед

Лучшую велопарковку установят инициативные школьники из минской гимназии

04.06.2014
Велорешения

Экологическая гимназия №19 Минска планирует в начале лета поставить велопарковку, которая станет лучшей школьной парковкой в городе.

“Пересядь на велосипед” — один из “зеленых” проектов в ГУО «Гимназия №19 г. Минска». Идея проекта по созданию эковелопарковки возникла в далеком 2005 году и возникла не случайно — ребята не первый год изучают вопросы устойчивого развития и осознают важность решения экологических проблем. За плечами у гимназистов организация велопробегов в рамках всемирной акции “350”, ежегодное участие в международной акции “День без автомобиля”, реализация совместно с ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» одной из инициатив проекта «Планируем свой район вместе». Гимназия вовлекает в “зеленую” жизнь весь район, ее по праву можно назвать полноценной экологической организацией города Минска.

В начале учебного года в гимназии каждый класс определяет для себя проект, над которым ему интересно работать. В конце года определяются победители. Критерием определения лидера года является не только развитие своего проекта, но и участие в других проектах гимназии, опоздания на занятия и внешний вид. Классы-лидеры, занявшие первые три места, награждаются сертификатами на небольшую сумму, которой классные коллективы распоряжаются по своему усмотрению. Учащиеся 10 «Б» класса, авторы проекта “Пересядь на велосипед”, став лидером года, часть денег потратили на экскурсию в Киев, а часть – на практическую реализацию своего проекта. Проект осуществляется под чутким руководством педагогов гимназии Стахно Наталья Викторовна и Тарашкевич Людмила Петровна.

DSC06504

Предварительно ребята провели анкетирование и выяснили, что 57 % гимназистов готовы и хотят приезжать на учебу на велосипеде. Гимназисты знают, как вести себя на дороге. “Правилам дорожного движения детей учат в школе, но хотелось бы все же взаимопонимания между водителями и велосипедистами,” — отмечают руководители проекта.

DSC06502

Как руководители, так и гимназисты понимают, что создать хорошую велопарковку недостаточно. Необходимо оборудовать переодевалки» и, желательно, душ, создать безопасные подъездные пути; задача города — обеспечить безбарьерную среду. Активные ученицы Настя и Витана добавляют к этому списку и культуру поведения.

На данный момент велопарковка только строится. Открытие запланировано на июнь, после экзаменов. Сами школьники активно участвуют в проекте: выносят землю, выкорчевывают пни, вносят грунт для укладки экорешёток. Витана отмечает, что велопарковка будет носить демонстрационный характер. Территория гимназии «проходная»: жители района через территорию гимназии ходят в магазин, водят детишек в детские сады.

В гимназии регулярно проводятся семинары, мастер-классы, консультации, экскурсии не только для представителей учреждений образования Республики Беларусь, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. А созданная эковелопарковка позволит представлять практическую реализацию творческих проектов и инициатив.

10Б класс уходит в следующем году, но они уже знают, кто будет продолжать их дело.

ramdisk-crop_86869154_hlk4.jpg

Наталья Викторовна утверждает, что парковка вдвойне экологична: она укреплена газонной решеткой, которая предотвратит повреждение корневой системы растений. Велопарковка рассчитана на 34 велосипеда, четыре места подвесные. Чтобы сделать парковку заметней, ребята хотят разрисовать старый велосипед и повесить его на забор. Планируется создать и несколько именных мест для ребят, которые приезжают на велосипеде круглый год.

Разработчик и производитель велопарковки — УП “Проминватех” http://prominvateh.by/.

Нужно добавить, что велопарковки есть и в других минских школах. Например, во дворе школ 190 и 196 можно найти простые конструкции, но пользоваться ими вполне реально. К слову, практичная велопарковка, у которой можно не бояться оставить велосипед и зафиксировать его за раму, обойдется школе примерно в три миллиона рублей. Цена очень хорошей велопарковки, рассчитанной на большое количество велосипедов, с навесом от дождя и снега, будет уже больше – стоимость может доходить до 30 миллионов.

Интересный факт: в Дании у 96 % школьников есть велосипед, а 55 % из них регулярно приезжают на нем в школу. Распространенное явление в Дании — грузовые велосипеды, в прицеп которых можно посадить детей. Большой популярностью пользуются  велосипеды-тандемы.

Напоминаем, в конкурсе “Деловой велосипед — 2014” могут участвовать все школы Беларуси. Условия участия в конкурсе очень просты: необходимо иметь педагогов или учащихся, которые ездят в школу на велосипеде. Преимуществом может стать какая-либо, хоть и минимальная, велоинфраструктура. Учреждения образования еще могут успеть подать заявку на конкурс и, при необходимости, доработать свою инфраструктуру. 

Заявки на конкурс принимаются до 24 июля, а подсказки по преобразованию школьного здания и двора вы найдете на сайте velo.ecoidea.by.